Только 6 тысяч полетов из ежедневных обычных 22 тысяч будет осуществлено в воздушном пространстве Евросоюза до конца сегодняшнего дня, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя Евроконтроля - европейской организации по наблюдению за авиапотоками. Исландский вулкан с труднопроизносимым названием подверг очередному испытанию мировой авиабизнес и туризм.
Облако вулканической пыли после извержения в Исландии накрыло Европу. Огромное пылевое облако распространяется на высоте 8,5-10 км и не представляет опасности для людей, однако попадание частиц вулканического пепла в двигатели самолета может нарушить их работу. По оценке Евроконтроля, облако вулканической пыли, поднявшееся на высоту более 8 тыс метров, продержится, по меньшей мере, еще 24 часа. Как считают метеорологи ЕС, оно простоит над Европой еще 4-5 дней.
Накануне две авиакомпании, голландская KLM и немецкая Lufthansa, провели успешные тестовые полеты своих самолетов в небе Европы, пишет Newsru.com. Голландский авиаперевозчик KLM заявил, что проведенные несколько тестовых полетов оказались успешными, и самолеты не получили повреждений из-за вулканического пепла. Несколько самолетов Lufthansa осуществили полеты на высоте три тысячи метров, иногда поднимаясь до восьми тысяч, и без происшествий приземлились в аэропорту Франкфурта-на-Майне. "Все самолеты были проинспектированы на земле, и мы не обнаружили повреждений фюзеляжа, лобовых стекол или двигателей", - заявил представитель Lufthansa Ааге Дуэнхаупт.
Однако небо по-прежнему остается закрытым для полетов. В настоящее время полностью закрыто для полетов воздушное пространство большинства стран Северной и Центральной Европы, в частности Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швейцарии, Румынии, Польши, Украины и Белоруссии. Причем, как сообщил Евроконтроль, запрет будет действовать до понедельника. Полеты продолжают выполняться с юга Испании и Италии, Болгарии, Греции, Сербии и частично из Турции, с Кипра и Хорватии.
По словам генерального директора юридического агентства "Персона Грата" Георгия Мохова, звонков и от туристов, и от турагентств раздается немало, однако паники нет, сообщает "Интерфакс". В то же время, десятки путешественников, которые должны были вылететь в пятницу, 16 апреля, просто не приехали в аэропорты, сообщают туроператоры. "Туристы – люди информированные, у всех под рукой Интернет, так что они полностью в курсе происходящего и просто не делают лишних движений", - пояснил Г. Мохов.
"У нас практически нет отказов от билетов, люди рассчитывают, что через какое-то время ситуация нормализуется", - сказал порталу PR-директор авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал.
С другой стороны, Правовая служба АТОР распространила сообщение, что согласно Статье 401 Гражданского кодекса, сложившиеся обстоятельства полностью соответствуют определению форс-мажора.
«А в случае наступления форс-мажора стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Таким образом, ни авиакомпании, ни туристические компании не обязаны возмещать туристам стоимость билетов», - заявили юристы Правовой службы.
Однако, по словам Г. Мохова, форс-мажор, или обстоятельства неодолимой силы, освобождают компании от ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами, но не от исполнения этих обязательств.
"В Воздушном кодексе четко сказано, что в случае вынужденного отказа от полета пассажиру возмещается полная стоимость его билета, - сказал, - Нынешняя ситуация относится к вынужденной, соответственно, у пассажира есть все права отказаться от поездки и получить свои деньги обратно".
Правда, как пояснил эксперт, это не значит, что, сдав билет в авиакассу, пассажир сразу - или, по крайней мере, быстро – получит свои деньги обратно.
"В Кодексе предусмотрено, что выплаты осуществляются в соответствии с внутренними правилами авиакомпаний, - пояснил он. – У некоторых авиакомпаний выплата компенсаций официально производится в течение года. Кроме того, скорость выплат зависит от числа обращений. Компенсировать 10 запросов авиакомпании гораздо легче, чем 1 тыс.. В случае же с вулканом речь может идти о десятках тысяч".
"Но даже если бы деньги выплачивались мгновенно, пассажирам, на мой взгляд, выгоднее оставаться на "попечении" авиакомпании", - добавил эксперт. – Если пассажир попал в авиаколлапс, то деньги его не спасут, ведь билетов на железную дорогу, скорее всего, тоже нет, а гостиницы вокруг переполнены. Лучше ждать, пока авиакомпания сама решит ваши проблемы".
Кстати, как заметил Г. Мохов, зарубежные пассажиры уже привыкли к различным авиационным срывам и бывают даже довольны тем, что за счет авиакомпании проведут лишние день-два в отеле в ожидании вылета, - сказал он. – Наши нервничают больше, стараются вылететь как можно быстрее".
Судя по всему, сложности для путешественников в Европе и других районах планеты из-за извержения вулкана в Исландии будут только нарастать. Сегодня, по данным исландских ученых, отмечена новая активность вулкана Эйяфьядлайокудль. Облака пыли поднялись на высоту 8,5 км.
Напомним, пелена вулканического пепла из Исландии накрыла Скандинавию и часть Западной, Центральной и Восточной Европы, вызвав приостановку работы многих европейских аэропортов и массовую отмену рейсов.
Вулкан, расположенный примерно в 150 км от столицы страны Рейкьявика, начал извергаться 20 марта. В среду 14 апреля власти Исландии эвакуировали около 800 человек из-за повторного извержения вулкана.